mamaich (mamaich) wrote,
mamaich
mamaich

Category:

Как измеряют смотрение телеканалов? Секреты телесмотрения

Вы, наверное, много раз слышали, что эта телепрограмма очень рейтинговая. Или кто-то заявляет, что эту информацию сообщили по рейтинговому телеканалу. А еще, когда говорят о телевидении, рассказывают не только о рейтинге, но и о доле! Так возникает вопрос, высокие рейтинги - это сколько? Почему телевизионщики так любят меряться рейтингами. И как их вообще измеряют?

Я - Сергей Мамаев, телевизионный редактор с многолетним опытом - расскажу вам, о чем обычно молчит телевизор.

видео на украинском:


В Украине заказчиком измерения телесмотрения является Индустриальный телевизионный комитет. Куда, в свою очередь, входят телевизионные каналы и группы. Сейлы, которые продают телевизионную рекламу. А, также, крупные рекламодатели. Таким образом, ни одна из частей телевизионного рынка не имеет ключевого влияния на заказчика телевизионных рейтингов.

Непосредственно измерением занимается компания Nielsen, которая завоевала это право на тендере. Вообще, в мире есть несколько ведущих компаний. Кроме Nielsen, рейтингами занимаются TNS, GFK, Кантар и некоторые другие.

Итак, что такое эти рейтинги? Это возможность посмотреть поминутно, какое количество зрителей смотрело канал в любой промежуток времени. Это, в первую очередь, нужно для рекламодателей. Большие каналы продают рекламное время не поминутно, а по количеству просмотров зрителями. И показатели телевизионного измерения - общепризнанная валюта на рынке. Признанная и каналами, и теми, кто рекламу размещает, и рекламодателями. Всеми теми, кто входят в ИТК.

Погодите, скажете вы, а как они знают, что сейчас смотрят зрители? Они что, за мной шпионят?

Должен вас успокоить - нет, не шпионят. Для этого в Украине создана сеть измерительных станций - ТВ-панель. Для понимания, как это работает - немного теоретической социологии.

В Украине почти 40 млн жителей. Речь о подконтрольных территориях. Соответственно, для того, что бы понять, что именно думают или канал смотрят эти миллионы, не обязательно опрашивать каждого. Теоретически, конечно, можно и это сделать, так, например, делают во время переписи населения. Но это очень дорого и сложно, поэтому подобные исследования проводятся раз в 10 лет. О переписи мы обязательно поговорим в отдельном видео.

Итак, если очень упростить, то социологи создают маленькое отражение украинского социума - выборку, которая повторяет количество людей по возрасту, полу, типу занятости, образованию и т.д. Например, для политических исследований достаточно опросить 2000 респондентов. Погрешность будет не более 2% от 100%. В общем о том, как работает социология я планирую записать отдельное видео. А пока вернемся к ТВ-панели.

В панели Nielsen - 2840 домохозяйств, соответствует 12 миллионам семистам тысячам домохозяйств в Украине в целом, по данным Госкомстата.

- Телевизионная панель измеряет только то, что смотрят через телевизор. Не важно, это эфирное вещание, спутниковое, ай-пи-ти-ви, он-лайн трансляция сигнала каналом через YouTube, или, например, пиратские трансляции.

- в панели нет общежитий, хостелов, гостиниц, военных городков, санаториев, тюрем, больниц и так далее. Хотя бы потому, что все это - не домохозяйства.

- ежегодно в панели изменяется от 15 до 25% домохозяйств - это мировая практика. Домохозяйства могут быть удалены из панели за нарушения правил, по собственному желанию или по плановой ротации.

- Попасть в панель по собственному желанию невозможно. Домохозяйства отбираются социологами. Семью обучают, а затем, постоянно проверяют. За то, что хозяйство подключено к панели, зарплату не платят. Обычно, могут быть какие-то подарки домохозяйству, или, например, благотворительные взносы от его имени.

Кого меряют - мы, в общем, выяснили. Если у вас остались какие-то вопросы - есть отдельный сайт о ТВ-панели в Украине.

Теперь давайте выясним, как меряют рейтинги.

В каждое домохозяйство устанавливают специальный прибор - пиплметр. Выглядит он вот так.



Чем-то похож на управление спутниковой антенной. У него отдельный пульт, на котором у каждого члена семьи есть своя кнопка. Например, собирается отец смотреть футбол. Он нажимает кнопку "1" и выбирает соответствующий канал. Затем прибегает дочь к телевизору, нажимает кнопку "3" и выбирает мультфильмы и так далее. Всего на пульте 12 кнопок для членов домохозяйства и еще 12 - для гостей.

Пиплметр "понимает", канал сейчас показывает телевизор, сравнивая звуковую дорожку, которая транслируется, со звуковыми дорожками всех телеканалов, которые есть в панели. Если телеканал не измеряется - а такое бывает, например, с региональными вещателями, то этот просмотр попадает в АЗЕ - то есть в другое. Стоит отметить, что подключить канал в панель для канала стоит денег, так же, как и получение ежедневных показателей. А это не по карману многим небольшим каналам. Поэтому в разделе «другое» сейчас уже до 30% телесмотрения.

И вот, наконец, мы пришли к тому, с чего начинали: что такое РЕЙТИНГ и такое ДОЛЯ. Чтобы легче считать, представим себе, что в стране 10 телевизоров и все они подключены к панели. В один момент включено 8 телевизоров. Еще двое - выключены. 4 из восьми телевизоров "смотрят" красный канал. Оставшиеся, какие-то другие. Итак. Рейтинг измеряется от общего количества телевизоров в стране для красного канала. Для нашего примера, он составляет 40%. Доля - показатель от включенных телевизоров. Соответственно она составляет 50%.



Почему важны оба показателя. Телевизионный просмотр - неоднороден. Вспомните, как смотреть телевизор вы ... Ну ок, не вы, вы смотрите Ютубчик, а телек - для старших и непродвинутых. Так обычно смотрят телевизор наши родители или с бабушки с дедушками. Ночью - как правило, спят, потом включают утром. Могут дать отдохнуть телевизору днем ​​(мне бабушка именно так и говорила - дай отдохнуть телевизору!), а потом еще раз включают вечером. Эти утро и вечер на телевидении называется праймом - то есть пиком просмотра, потому что у телевизора - наибольшее количество зрителей. А, значит, реклама будет дорогой. В этот самый прайм трудно брать высокую долю - так много телевизоров включены. Но ночью долю брать очень легко. Представьте, что ночью вместо 8 телевизоров включено 4. И все - на красный канал. Показатель "рейтинг" всегда будет неизменным - 40%, ведь общее количество телевизоров - то же. А вот доля достигнет невероятных 100%!



Такое не бывает в реальной жизни. Но что-то похожее - бывает. Я помню, например, что бой Кличко имел среднюю долю - 50%, а на пике просмотра она составляла 70%! Грубо - три из четырех телевизоров смотрели этот бой! Фантастический результат! Но надо учитывать, что прямая трансляция происходила в 5 утра по московскому времени. Поэтому неудивительно, что телек включили в основном фанаты боксера Кличко.

Как вывод - рейтинговыми есть программы или каналы, которые больше смотрят зрители. От года в год быть рейтинговым все сложнее - каналов все больше, конкуренция - выше, а еще и YouTube есть. Интересно, что по некоторым данным количество постоянных зрителей YouTube в Украине уже сравнялось с количеством постоянных зрителей телевизора и составила где-то по 18 000 000!

Интересно ли вам узнать сколько людей смотрит тот или иной канал? А какая программа является самой рейтинговой за прошлый год? И какова аудитория телевизора? Я планирую записать об этом отдельное видео. Если хотите, что бы я сделал в ближайшее время - напишите об этом в комментариях. Если вам понравилось - лайкайте и подписывайтесь!
Subscribe

  • Прощай, NEWSRU.com! Я буду помнить....

    Твою мать !!! У меня ощущение, что я потерял старого друга. Я читаю это издание с 2001 года. Когда они назывались NTVRU.com. Когда…

  • Право на оружие, как право на защиту

    А вы хотите иметь легальный пистолет или револьвер? Если вы - полицейский, депутат или жена чиновника - он у вас наверняка уже есть! Но если вы такой…

  • Куда пошли зрители 112, NewsOne и ZiK

    Прошла неделя с момента отключения в Украине пророссийских 112, NewsOne и ZiK. И что теперь смотрят их зрители? Выбросили телек с балкона? Перешли в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments